Работаем по всей России
8-917-662-23-40, (8352) 49-89-98

Ежегодно до 15 января субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) обязаны представлять в территориальные органы Росприроднадзора или уполномоченные органы субъектов Российской Федерации отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

Как же правильно ее подготовить и на что следует обратить особое внимание?

Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов (далее — Отчетность) — это документ, составленный хозяйствующим субъектом МСП и содержащий информацию о количестве, видах отходов, а также о способах их использования, обезвреживания, размещения за календарный год.

Порядок представления Отчетности утвержден и введен в действие с отчета за 2009 г. приказом Минприроды России от 16.02.2010 №30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)" (далее - Порядок).

Обязанность по предоставлению Отчетности в уведомительном порядке определена положениями ч. 7-8 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее — Закон №89-ФЗ). Субъекты МСП, в процессе деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют отчетность в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (Росприроднадзор), субъекты МСП, у которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют отчетность в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Хотелось бы тометить, что прошло уже 6 лет с введении требования о представлении Отчетности, но до сих пор в Росприроднадзор поступают вопросы: что же все-таки является лимитами на размещение отходов для субъектов МСП?

Законом №-89-ФЗ установлено, что применительно к индивидуальным предпринимателям (ИП), юридическим лицам (ЮЛ), у которых в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду (ч. 2,3 ст.18 Закона №89-ФЗ).

Пунктом 2 Порядка разработки утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 №50, установлено, что лимитами на размещение отходов для субъектов МСП являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с Отчетностью.

Кто же такие субъекты МСП?

Согласно ст.3 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее — Закон №209-ФЗ) к субъектам МСП относятся хозяйствующие субъекты (ЮЛ и ИП), отнесенные к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, средним предприятиям.

При этом определение субъектов МСП связано с соблюдением следующих условий (ч.1 ст.4 Закона №209-ФЗ): особые условия уставного капитала хозяйствующего субъекта; среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год; доход хозяйствующих субъектов, получаемый от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.

Согласно ч.2. ст.4 Закона №209-ФЗ среднесписочная численность работников не должна превышать следующие предельные значения для каждой категории субъектов МСП: от 101 до 250 человек для средних предприятий; до 100 человек для малых предприятий; среди малых предприятий выявляются микропредприятия - до 15 человек.

Доход, полученный за год, согласно постановлению Правительства РФ от 04.04.2016 №265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов МСП не должен превышать: на микропредприятиях — 120 млн.руб.; на малых предприятиях — 800 млн.руб; на средних — 2 млрд.руб.

Теперь вспомним основные термины. Согласно ст. 1 Закона №89-ФЗ:

обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обезвреживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

размещение отходов — хранение и захоронение отходов;

хранение отходов — складирование отходов в специальных объектах сроком более 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Сейчас даже начинающие экологи знают, что Федеральным законом от 29.12.2014 №458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон №458-ФЗ) вместо понятия "использование отходов" были введены понятия "обработка" и "утилизация" отходов. Сказать, что эти два понятия заменили по своей сути "использование" нельзя, но они расширили и уточнили возможные действия по обращению с различными видами отходов и "использование" стало составной частью понятия "утилизация".

Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

В связи с применением Закона №458-ФЗ множество подзаконных актов стало нуждаться в переработке и уточнении, в частности необходимые изменения должны произойти и в Порядке в части приведения его в соответствие с обновленным понятийным аппаратом Закона №89-ФЗ.

Поэтому, чтобы не запутаться в килограммах и тоннах образованных отходов, а также в видах деятельности с ними, до принятия соответствующих изменений в Порядке целесообразно в графе "Использование отходов" указывать сумму отходов, поступающих на обработку и утилизацию.

Кто должен представлять Отчетность в Росприроднадзор?

Мы уже разобрались, по каким критериям природопользователи относятся к субъектам МСП, теперь определим их уровень государственного экологического надзора - федеральный или региональный.

Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор - ФГЭН) и органами исполнительной всласти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор — РГЭН) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст.65 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", далее — Закон №7-ФЗ).

ФГЭН организуется и осуществляется на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утвержденный Минприроды России перечень. Органом, уполномоченным на осуществление ФГЭН, является Росприроднадзор.

Перечень объектов, подлежащих ФГЭН, определяется на основании установленных Правительством РФ критерия (ч.6 ст. Закона №7-ФЗ). Такие критерии утверждены постановлением Правительства РФ от 28.05.2015 №903 (далее — Критерии).

На основании Критериев формируются списки объектов, подлежащих ФГЭН, отдельно по каждому субъекту Российской Федерации. Эти перечни утверждаются Минприроды России (на основании подп. 5.2.77 Положения о Минприроды России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 №1219) и для удобства природопользователей размещаются на сайте Росприроднадзора (http://rpn.gov.ru/node/833).

Если организации нет в перечнях объектов, подлежащих ФГЭН, это означает, что хозяйствующий субъект относится к объектам РГЭН и в силу ч.8 ст.18 Эакона №89-ФЗ представляет Отчетность в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, который устанавливает свой порядок представления и контроля Отчетности.

Поэтому, прежде чем начинать формировать Отчетность, необходимо понять, к какому уровню государственного надзора относится предприятие.

Если субъект МСП относится к объектам ФГЭН, то он должен использовать для формирования Отчетности программное обеспечение Росприроднадзора, размещенное на сайте (http://rpn.gov.ru/otchetnost) для свободного и бесплатного доступа, что предусмотрено п.16 Порядка.

Отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых храниться у отчитывающегося субъекта МСП, а второй вместе с электронной версией Отчетности на магнитном носителе представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора (п.6. Порядка).

Научно практический журнал "Экология производства" Выпуск №12 (декабрь), 2016