Документы ПЭК
- положение о ПЭК
- программа ПЭК
- планы-графики производственного эколого-аналитического (инструментального) контроля (ПЭАК)
- программа ПЭМ;
- инструкции работников, осуществляющих ПЭК.
Положение о ПЭК
Положение о ПЭК – документ, регламентирующий общие вопросы осуществления ПЭК, содержит в том числе:
- общую информацию об организации;
- перечень задач ПЭК;
- описание структуры ПЭК (направления контроля, соответствующие оказываемым видам негативного воздействия, п.4.4. ГОСТ Р 56062-2014);
- сведения об ответственных подразделениях и/или должностных лицах, отвечающих за природоохранную деятельность, в том числе за проведение ПЭК;
- сведения о наличии соответствующей подготовки у должностных лиц, отвечающих за природоохранную деятельность. В том числе за проведение ПЭК;
- сведения о собственных и (или) привлекаемых аккредитованных лабораториях с указанием области аккредитации;
- перечень документов, регламентирующих проведение ПЭК в организации, в том числе ПЭАК и ПЭМ
Программа ПЭК
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категории (п.2. ст.67 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ):
- разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля;
- осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями;
- документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Программа производственного экологического контроля содержит сведения (п.3. ст.67 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ):
- об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
- о собственниках и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации;
- о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п.4 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ).
При осуществлении производственного экологического контроля измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества) (п.5. ст.67 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ).
Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию (п.6. ст.67 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ):
- о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара, о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемом топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
- о фактических объемах или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
- об обращении с отходами производства и потребления;
- о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений. В соответствии с п.7 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, методические рекомендации по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п.8. ст.67 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ).
Требования к программе производственного экологического контроля изложены в ГОСТ Р 56061-2014
Программа ПЭК включает следующие основные разделы (п.4.6. ГОСТ Р 56061-2014):
- Общие сведения
- Объекты ПЭК
- Планирование ПЭК
- Оформление результатов ПЭК и отчетность
Ответственность за нарушения при осуществлении ПЭК
Наиболее распространенные нарушения, связанные с ненадлежащим осуществлением ПЭК, такие как нарушение плана- графика проведение ПЭК, невыполнение требуемых инструментальных измерений квалифицируются по ст. 8.1. КоАП РФ.
- на граждан — 1 000 – 2 000 руб.
- на должностных лиц — 2 000 – 5 000 руб.
- на юридических лиц — от 20 000 – 100 000 руб.
В случае не осуществления производственного контроля за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами применяются штрафные санкции, предусмотренные ст.8.2. КоАП РФ.
- на граждан — 500 – 1 000 руб.
- на должностных лиц — 3 000 – 6 000 руб.
- на юридических лиц — от 20 000 – 80 000 руб.